Департамент образования Орловской области
Отдел образования администрации Урицкого района Орловской области
МБОУ - Себякинская ООШ
OBR57.ru

Анализ_методической_работы_за_2021-2022г

Анализ_методической_работы_за_2021-2022г

Анализ методической работы в МБОУ- Себякинской ООШ

2021/2022 учебный год

Цели анализа – выявление степени эффективности методической работы в школе и ее роль в повышении профессиональной компетенции педагогов, а также степени реализации задач, поставленных перед школы на 2021/2022 учебный год, определение направлений работы на 2022/2023 учебный год.

Анализ методической работы школы производился по следующим направлениям:

1. Дополнительное профессиональное образование.

2. Работа методических методических объединений.

Методическая работа - система мер, основанных на современных достижениях науки и практики, направленная на развитие творческого потенциала обучающихся и педагогов. Методическая работа в 2021/2022 учебном году была ориентирована на развитие педагогической компетентности и профессионального мастерства педагогов, совершенствование системы повышения квалификации стимулирование и распространение передового педагогического опыта, повышение престижа образовательной организации.

Цель методической работы – обеспечить условия, способствующие непрерывному совершенствованию педагогической компетентности и профессионального мастерства педагогических работников школы для повышения эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к организации образовательной деятельности.

Основные задачи методической работы на 2021/2022 учебный год:

1. Совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства участников образовательного процесса, включение педагогов в инновационную деятельность, активизировать применение личностно-ориентированных, развивающих и информационных технологий.

2 Реализация системы мероприятий, направленных на развитие кадрового потенциала, повышение квалификации учителей школы, совершенствование и развитие их педагогического и профессионального мастерства, организация ликвидации профессиональных затруднений на основе реализации планов личностно-профессионального развития и повышения квалификации.

3. Совершенствование работы по созданию в ОУ современной информационно-насыщенной образовательной среды с широким применением новых, в том числе информационно-коммуникативных и дистанционных технологий (МЭШ, ШНТ), обеспечивающих качественные изменения в организации и содержании педагогического процесса, а также в характере результатов обучения.

4. Оказание методической помощи молодым специалистам.

5. Организация методического сопровождения исследовательской и проектной деятельности обучающихся, повышение качества подготовки к олимпиадам, интеллектуальным и профессиональным конкурсам.

6. Организация и проведение традиционной серии мероприятий системы внутреннего повышения квалификации, направленных на профессиональную самореализацию педагогов и распространение опыта их работы.

7. Продолжение работу по обеспечению преемственности всех уровней образования.

8. Формирование оптимальных моделей предпрофильной подготовки обучающихся, которые обеспечат расширение спектра индивидуальных образовательных возможностей и траекторий для обучающихся.

Основными формами методической работы в школе являются:

- педсоветы;

- изучение, обобщение, трансляция позитивного педагогического опыта;

- конкурсы, викторины, олимпиады, научно-практические конференции для обучающихся;

- взаимопосещение уроков.

Высшей формой коллективной методической работы всегда был и остается педагогический совет. Педагогический совет является органом самоуправления коллектива педагогов, на котором педагоги сочетают в себе функции объекта и субъекта административного внутришкольного управления в соответствии с закрепленными за каждым из них должностными полномочиями и обязанностями. Тематика проведения педагогических советов была актуальной и востребованной, соотносилась с поставленной единой методической темой школы.

Функции педсоветов реализовывались через осуществление планирования, регулирование качества образовательного процесса, развитие педагогического мастерства. К подготовке педсоветов, к выработке их решений привлекались учителя, привлекалась психолого - социологическая служба пгт..Нарышкино, что способствовало повышению их эффективности, созданию атмосферы заинтересованного обсуждения. Содержание педсоветов включало в себя аналитический материал всех образовательных областей, анализ использования учителями в практической деятельности современных педагогических технологий, обсуждение проблемных ситуаций, возникающих в ходе реализации ФГОС. Помимо аналитических материалов, включающих в себя результаты контроля по направлениям деятельности школы, вынесенным в тематику педсоветов, основной акцент был сделан на развитие творческой инициативы педагогов в решении актуальных задач и проблем, стоящих перед школой и определении перспектив роста педагогического и ученического коллективов. Решения педсовета в большинстве своем носили конкретный характер, соответствовали выводам и предложениям, содержащимся в выступлениях по обсуждаемым вопросам, определялись сроки и ответственные за исполнение решений.

В новом учебном году необходимо активнее использовать нестандартные, новые формы проведения педсоветов, усилить их аналитический характер.

 

Методическое сопровождение педагогов

Координатором методической работы школы является методическое объединение - коллективный профессиональный орган, осуществляющий преобразования в школе на основе концептуальных положений, подходов, идей. Методическое объединение формирует цели и задачи методической работы на текущий учебный год, определяет основные направления повышения квалификации педагогов, осуществляет планирование, организацию и регулирование совершенствования и развития профессиональной компетентности педагогических кадров, анализ и оценку эффективности данного направления, руководит и контролирует работу методических кафедр, а также содействует решению вопросов, связанных с методическим сопровождением учебно-воспитательного процесса.

В 2021/2022 учебном году было проведено 5 заседания Методического совета (август, октябрь, ноябрь 2021 г., февраль, апрель 2022 г., на которых:

Заседание № 1 «Приоритетные задачи методической работы в 2021/2022 учебном году и их отражение в планах работы методических объединений».

Заседание № 2» Каким должен быть современный урок в ХХI веке». Были определение основных требований к современному уроку, анализ эффективности «инструментария современного учителя, используемого для формирования и развития функциональной грамотности.

Заседание № 3 «Развитие УУД, навыков проектно-исследовательской деятельности, формирование ИКТ-компетенций, функциональной грамотности обучающихся в ходе реализации основной образовательной программы на всех уровнях образования».

Заседание № 4 «Реализация проектов развития предпрофессионального образования: актуальное состояние, перспективы и сложности»

Заседание № 5 «Основные итоги методической работы в 2021/2022 учебном год»у - определение степени реализации поставленных задач, выявление сложностей, определение путей их решения. Рекомендации к перспективному плану методической работы на 2022/2023 учебный год.

Таким образом, на заседаниях методического объединения поднимались важные вопросы, связанные

– с написанием документов, регламентирующих методическую работу в целом (план, анализ работы, графики, справки и т.п.), а также с написанием рабочих программ и перспективных планов внеурочной деятельности;

– с участием обучающихся в олимпиадах и конкурсах учебных проектов и учебных исследований;

– с подведением итогов работы за определенный учебный период.

2. Заслушивались аналитические материалы руководителей ШМО.

Деятельность Методического совета способствовала росту педагогического мастерства учителей, повышению качества образовательных результатов. Особо следует отметить разнообразные формы проведения заседаний методических объединений, актуальность рассматриваемых вопросов.

Методическая работа осуществляется через работу методических объединений учителей. В школе работают:

методических объединений:

- классных руководителей (руководитель Кузнецова С.С. .);

- учителей –предметников (руководитель Шиликова Г.Г.)

 

 

В 2021/2022 учебном году методическая работа велась по единой методической теме «Педагогическая компетентность и профессиональное мастерство учителя – решающий фактор обеспечения качества образования». Выбор методической темы был обусловлен основными тенденциями развития московской системы образования, а также актуальными для школы потребностями и запросами со стороны педагогического коллектива, выявленные в ходе мониторинга профессиональных затруднений. Планы объединений были составлены в соответствии с единым планом методической работы школы. Методические объединения педагогов работали над методическими темами, которые были сформулированы в соответствии с единой методической темой школы и в своей деятельности прежде всего ориентировалось на организацию методической помощи учителям и классным руководителям.

Каждое объединение в течение учебного года работало по своему индивидуальному плану, в основе которого лежала проблема, вытекающая из приоритетных направлений современного образования, единой методической темы и реального положения дел в учебной области, вошедших в данное объединение предметов, а также с учетом плана методической работы школы. Их главной задачей являлось повышение качества образования посредством оказания помощи учителям в совершенствовании педагогического мастерства, внедрение позитивного педагогического опыта и современных образовательных технологий. На заседаниях обсуждались следующие вопросы:

- знакомство с планом работы на учебный год;

- согласование рабочих программ и календарно-тематических планов предметов, курсов;

- методы работы по ликвидации пробелов в знаниях обучающихся;

- система и формы промежуточного и итогового контроля;

- новые образовательные технологии перспективы и проблемы их внедрения в практику;

- организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся;

- участие в работе системы внутреннего повышения квалификации, распространение передового педагогического опыта, совершенствование педагогического мастерства;

- ресурсы повышения качества образования;

- итоговая аттестация обучающихся.

Действующая модель методической работы в целом решает задачи организации целенаправленной деятельности педагогического коллектива по переводу педагогических процессов и школы в целом в новое, более высокое качественное состояние, стимулирующее развитие личности учителя и обучающегося, направленное на повышение качества образования. Деятельность педагогов в различного рода проблемно-творческих группах и иных методических сообществах направлены на рост педагогического мастерства работников школы, осуществлялась в самых разных формах, способствовала сплочению коллектива, становлению молодых педагогов как профессионалов; во-вторых, стала эффективным средством воплощения творческого потенциала педагогов всех уровней, а также профилактическим средством защиты опытных педагогов от чувства самодостаточности и стагнации их профессионально-личностного саморазвития.

Между тем, негативными стоит назвать тенденции:

1. Низкую активность педагогов в совершенствовании профессиональных компетенций и повышении педагогического мастерства, овладении и внедрении современных образовательных технологий .

Перед школой в следующем учебном году стоят следующие задачи:

1. Развитие системы взаимопосещения уроков в целях совершенствования методической грамотности и аналитической культуры учителей, заимствования положительного опыта, способности видеть недостатки и не допускать их в своей практике. Возможным вариантом работы в данном направлении может стать практика составления графиков взаимопосещения, учитывающих режим работы педагогов.

2. Расширить практику работы системы внутреннего повышения квалификации, обогатив ее такими формами, как семинар-практикум «Мой любимый методический прием» (особенно актуально для молодых специалистов), а также постоянно действующий семинар «Современный урок в свете требований ФГОС».

3. Продумать систему работы, мотивирующую педагогов на качественную подготовку обучающихся к участию в значимых мероприятиях.

 

Дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации) педагогических работников

Основные направления работы, реализованные в текущем учебном году:

1. Определение содержания форм и методов повышения квалификации педагогов в 2021/2022 учебном году, согласование заявок на курсы повышения квалификации.

2. Повышение профессионального уровня учителей через:

- организацию и проведение семинаров, мастер – классов, консультаций и иных мероприятий на уровне образовательной организации;

- участие в семинарах, конференциях, мастер - классах иных мероприятиях;

- дистанционное обучение (вебинары);

- изучение и использование в работе современных педагогических технологий;

- участие в профессиональных олимпиадах и конкурсах.

3. Обобщение педагогического опыта педагогов, подготовка публикаций.

4. Индивидуальная работа с педагогами.

Дополнительное профессиональное образование (ДПО), призванное обеспечивать непрерывное профессиональное образование , реализовывалось, как и в предыдущем учебном году, в двух направлениях:

- повышение квалификации через курсовую подготовку;

- повышение квалификации в межкурсовой период.

В течение 2021/2022 учебного года обучение на курсах повышения квалификации прошли 8 сотрудников образовательной организации:

По направленности наиболее востребованными были курсы для специалистов, задействованных при проведения государственной итоговой аттестации, духовно-нравственного воспитания. ОРКСЭ.

В качестве задач по развитию системы повышения квалификации на 2021/2022 учебный год необходимо обозначить:

1. Организация системы обратной связи после прохождения педагогами курсовой подготовки. Особенно это касается целевых курсов, соответствующих приоритетных направлениям развития системы столичного образования.

2. Дальнейшее развитие практики дистанционного повышения квалификации педагогическими работниками школы.

3. Обучение педагогов по программам повышения квалификации, ориентированным на организацию работы с мотивированными и одаренными обучающимися, развитие проектно-исследовательской деятельности, организацию инклюзивного образования, освоение современных образовательных технологий.

 

Система внутреннего повышения квалификации

Наряду с повышением квалификации в системе дополнительного профессионального образования продолжает активно развивается система внутреннего повышения квалификации, включающая различные мастер-классы, разработка педагогического проекта, а также практикума «Современные образовательные технологии – новое качество образования», реализовывавшийся в течение года в очном и дистанционном форматах.

В целом, методическая работа по внутреннему повышению квалификации, выстроенная в образовательной организации на основе дифференциации педагогических кадров по уровню профессиональной компетентности и творческого учительского потенциала, позволила охватить 100% педагогических работников.

В течение 2021/2022 учебного года в системе внутреннего повышения квалификации были проведены :

- семинар «Формирование читательской грамотности у обучающихся начальных классов» Ефанова С.Н..;

- мастер-класс «Как создавать интерактивные задания в МЭШ», Сулина В.В..;

- круглый стол «Подготовка к ГИА по русскому языку – 2022»,Кузнецова С.С. .;

- мастер-класс «Развитие навыков аудирования. Learn English Through Story (на базе платформы YouTube)»Сулина В.В..;

- мастер-класс «Комплекс учебных заданий по формированию и развитию функциональной грамотности обучающихся на уроках географии» Шиликова Г.Г..;

-«Современный классный руководитель. Секреты профессиональной успешности» Урманова Д .Р.

В течение учебного года практически каждый учитель стал участником семинаров, круглых столов, практикумов, мастер-классов, вебинаров, проводимых очно, и, каждый второй, если учитывать мероприятия, проводившиеся дистанционно с использованием онлайн трансляции.

Возросло количество педагогов, принимавших участие в проведении мастер-классов, семинаров, практикумов, , когда для проведения мероприятия объединяются 2 и более педагогов, не являющихся преподавателями одного и того же предмета, а также востребованная и актуальная тематика делает такую форму работы востребованной педагогами школы. .

 

Профессиональные достижения

Важным направлением и показателем совершенствования профессионального мастерства педагогов является их участие в жизни профессионального сообщества, в частности участие в профессиональных конкурсах.

Участие в профессиональных конкурсах дает возможность педагогам: повысить свой социальный статус, изучить опыт коллег, реализовать свой творческий потенциал, развить собственные коммуникативные способности, установить новые контакты на профессиональном уровне, опубликовать свои методические материалы в научно-методических издания, сайтах, повысить авторитет в педагогическом коллективе, социуме.

 

 

 

 

 

Название конкурса

Участники

Результативность

Всероссийский конкурс «ФГОСкласс. РФ»

Шиликова Г.Г.

За участие в олимпиаде «Наша планета» (I место)

Региональный конкурс социальных и исследовательских проектов «Наша планета» в номинации «Арктический туризм»

 

Шиликова Г.Г.

Благодарственное письмо

Международная просветительская акция

Шиликова Г.Г

Свидетельство

Международный творческом конкурсе "Престиж", в номинации: Творческие работы педагогов. Название: «Осенний урожай»

Урманова Д.Р.

Диплом

За участие во всероссийском педагогическом конкурсе: Педагогика XXI века: опыт, достижения, методика Номинация: «Народные промыслы»

Урманова Д.Р.

Диплом

За участие во всероссийском педагогическом конкурсе по декоративно-прикладному творчеству Название работы: «Осенний венок»

Урманова Д.Р..

Диплом

За участие во всероссийском педагогическом конкурсе Название работы: «Осенняя композиция»

Урманова Д.Р.

Диплом

За участие во всероссийском педагогическом конкурсе Название работы: «Чудеса осени»

. Урманова Д.Р.

Диплом

 

Выводы, предложения, задачи

Методическая работа осуществлялась в соответствии с ежегодно обновляемым планом работы. Методическая тема школы и темы методических объединений соответствовали ключевым направления развития образования и основным задачам, стоящим перед школой. Тематика заседаний отражала основные проблемные вопросы, стоящие перед коллективом школы.

В течение года отмечался небольшой рост активности педагогов, их стремление к творчеству, возрастающее желание участвовать в инновационных процессах. Особенно заметна данная тенденция в отношении педагогов уровня начального общего образования.

Поставленные перед методической службой школы задачи в основном выполнены.

В ходе анализа методической работы в 2021/22 учебном году выявлены аспекты, на которые необходимо обратить внимание. Помимо недочетов, указанных в соответствующих разделах аналитической справки, в качестве западающих моментов можно назвать также низкий уровень участия обучающихся в олимпиадах, конкурсах, невысокая результативность участия, слаборазвитую систему проектно-исследовательской деятельности, сравнительно малую долю педагогов, участвующих в профессиональных конкурсах, олимпиадах, имеющих публикации.

С учетом проделанного анализа в 2022/2023 учебном году необходимо:

- продолжить работу по совершенствованию педагогического мастерства учителей по овладению новыми образовательными технологиями;

- более четко планировать «зоны ответственности» и распределять нагрузку между членами как методических объединений;

- при согласовании планов работы методических кафедр, объединений, творческих групп педагогов особое внимание уделить вопросам работы с одаренными и высокомотивированными обучающимися, планированию участия в научно-практических конференциях, олимпиадах и т.д.; организовать систематическое сопровождение участия обучающихся, проявляющих способности в олимпиадах и конкурсах;

- особое внимание уделить рациональному планированию проведения мероприятий системы внутреннего повышения квалификации;

- активизировать участие педагогов в реализации приоритетных направлений развития школы, мотивировать педагогический коллектив к участию в мастер-классах, семинарах, конференциях, Интернет-проектах, а также профессиональных конкурсах;

- продумать и спланировать направления методической работы с использованием дистанционных образовательных технологий;

- привести в систему работу по выявлению, обобщению, распространению передового педагогического опыта творчески работающих педагогов, методическое сопровождение работы с молодыми специалистами.

 

 

 

Загруженные документы

Перспективный_график_курсовой_подготовки работников МБОУ - Себякинской ООШ
Просмотр
Скачать
План_работы_учителей_-предметников
Просмотр
Скачать
План_работы_школьного_методического_объединения классных руководителей
Просмотр
Скачать
Положение_о_методическом_объединении
Просмотр
Скачать
Форма-запрос_в_МО__по_квотам_на_2023
Просмотр
Скачать
Продолжая использовать сайт obr57.ru, вы соглашаетесь на использование файлов cookie. Более подробную информацию можно найти в Уведомлении об использовании cookie файлов.